© LUCHGALLERY, 2010-2019

LUCH_logo126к.jpg

LUCH / RAY CONTEMPORARY ART GALLERY

Moscow / Curator Sveta Nikolaeva / +7 919 990 42 25

"...AND, OF COURSE, FOOTBALL!"

Museum of Moscow
27 april - 5 august 2018

Artists: Denis Egelskiy, Kirill Kipyatkov & Andrey Krisanov

В период проведения Чемпионата мира по футбол Музей Москвы совместно с галереей современного искусства ЛУЧ представляют художественную параллель главному спортивному событию 2018 года в России. 

На выставке представлена современная живопись, объединяющей темой которой являются различные виды спорта и, конечно, в футбол.

Современное искусство Санкт-Петербурга известно своей живописной традицией. 
Авторов объединяет движение в сторону классики в противовес модернистской концептуальности.
Спорт в его античном представлении – как воплощение идей гуманизма и красоты – 
является идеей, принципиальной для всех трех художников.

АНДРЕЙ ХЛОБЫСТИН

ИСКУССТВОВЕД

ТРИ ХУДОЖНИКА, СПОРТ И, КОНЕЧНО, ФУТБОЛ

Спорт, понимавшийся в эпоху «спортивного Возрождения» на рубеже XIX-XX веков как род человеческой деятельности, связанной с физической и интеллектуальной культурой, ныне обретает всё большее число смыслов и обличий, когда особого разговора заслуживает тема «спорт и искусство». Игра (английское sport происходит от старофранцузского desport — «игра»), мастерство, упражнение, техника, совершенствование, соревнование, зрелище, страсть… – понятия сущностные как для спорта, так и для искусства. Ныне с ними сращиваются глобальный медиа-комплекс, бизнес, мода, индустрия туризма и развлечений; нет необходимости говорить о возрастающей наперекор всему значимости их политической составляющей. Гигантские средства тратятся на архитектуру спортивных сооружений, соревнования, превращающиеся в грандиозные театральные действа и создание фильмов о спорте. Одновременно, бесконечное дробление спорта и искусства на специальные подразделы социологии, философии, экономики, психологии, педагогики, журналистики и т. д. ведет к потере ими субстанциональности. Необычайному расширению понимания спорта, включению в него ранее маргинальных, экстремальных дисциплин, соответствует и крайнее расширение представлений о том, что такое искусство. Развитию науки – сращиванию спорта со специальными разделами медицины и фармацевтики в актуальном искусстве соответствует развитие сайнс-арта. Изучение современного искусства и спорта помогает нам наблюдать и исследовать наиболее выраженные в них социальные, физические и эстетические метаморфозы человека. Не теряя своей изначальной, архаической и темной сущности, как мистерии и жертвоприношения высшим силам, искусство и спорт вместе с ускорявшимся развитием техники демонстрируют нам новые «апгрейты» тела. Так, на смену затянутой в корсет фигуре XIX века, в новом столетии приходит по-новому организованное спортивное тело стадиона и пляжа, готовое как к «труду и обороне», так и блистанию в гламурном промысле. Новое тысячелетие открывает головокружительные и рискованные перспективы переформатирования наших тел и психики с помощью новейших технологий, где спорт и искусство находятся на предельных рубежах.

Выставка «...и, конечно, футбол!», открытая в Музей Москвы совместно с ЛУЧ галерея современного искусства, представляет спорт в жанре живописи, который несмотря на свою традиционность, может о многом поведать. Именно в этом жанре в начале ХХ века небывалый образ спортсмена был запечатлен во всемирно известных шедеврах Анри Руссо, Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Александра Дейнеки, Николя де Сталь, Александра Самохвалова... После них, вместе с представлениями об идеалах телесной красоты и нашего места в мире не раз менялось и понимание человеческой пластики и смыла спорта. По картинам трех современных живописцев петербургской школы – Андрея Крисанова, Дениса Егельского и Кирилла Кипяткова, демонстрируемых в экспозиции, мы можем получить представление о понимании тела и спорта в отечественном искусстве конца ХХ – начале ХХI веков.

Формы живописи Андрея Крисанова (родился в 1966 г. в Новороссийске) в наибольшей мере наследуют модернистской, футуристической традиции начала ХХ века, преломленной через граффитизм и комикс в 1980-е годы ленинградской группой «Новые художники», в которую входил Крисанов. В движении «новых», получившем всесоюзную известность и изменившем облик советской культуры в конце восьмидесятых годов благодаря фильму «АССА», где Андрей играет эпизодическую роль, отсутствовала специализация: художник был

одновременно музыкантом, поэтом, актером, модником и т.д. Именно таково было творчество создателя этой группы Тимура Новикова, а также входивших в неё Виктора Цоя и Георгия Гурьянова – звезд группы «Кино», с которой Крисанов сотрудничал как музыкант. Чёткая и угловатая пластика героев Крисанова и генетически родственных им «квадратноголовых» персонажей в искусстве Цоя отражает эстетику культуры «новой волны» - лапидарную, как петроглифы, яркую и остроумную. Цой был поклонником боевых искусств, Гурьянов культивировал телесную доблесть и совершенство, так что витальная мощь искусства друзей была созвучна жизнерадостным сюжетам Крисанова, посвятившего целый ряд своих произведений и спорту. С годами художник не изменил своей манере эпохи ленинградского романтизма восьмидесятых: холсты «Игра» (2006) и «Штрафной» (2018) сияют позитивом и весельем эпохи «новых романтиков».

 

На рубеже 1980-1990-х гг. в Ленинграде зарождается неоклассическое искусство, которое во многом, под влиянием олимпийского движения, взывало к идеалам античной культуры, где физическое и духовное начало в человеке были едины. Тимур Новиков, преобразивший «диких» «Новых художников» в Новую Академию Изящных Искусств, писал: «Искусство древней Греции именно с помощью состязаний выявляло наиболее красивых телом, чтобы создать объективно прекрасные каноны для поклонения. После долгих лет забвения этой методики в девятнадцатом веке “агонистика” была возрождена, и спорт снова стал одной из заметных тем для художника… В девяностые годы в России появилось мощное движение за возрождение классики... Многие художники обратились и к спорту». Денис Егельский (родился 1963 г. в Ленинграде) стал преподавателем Новой Академии, боровшейся за возвращение классической образности и сохранение традиционных навыков мастерства. Обратившись к античным спортивным мотивам в их еще архаических формах в восьмидесятые годы («Прыжок», 1988), в девяностые Егельский достигает виртуозных эффектов в изображении изысканных фактур («Зеркальные ворота») и возвышенных состояний. Будучи художником-исследователем, он с соратниками и учениками воссоздает старинные техники фотопечати, применяя результаты своих оптических экспериментов в живописи («Дискобол», «Укротитель коня»). Как тонкий стилизатор, Егельский использует весь арсенал образов спортсменов советского искусства 1930-1970-х гг. («Голкипер», «Зима», «Вбрасывание или трио-экспрессия»).

Кирилл Кипятков (родился в 1987 г. в Великом Новгороде), окончивший Санкт-Петербургскую Художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, – художник, посвятивший теме спорта уже более десятка персональных выставок. Стиль Кипяткова, сочетающий фигуративную живопись и абстракцию, вызывает самый широкий диапазон искусствоведческих ассоциаций: от советского текстильного дизайна 1920-х годов, до оптических кульбитов художников группы «ОСТ» и идиллии позднесоветской монументальной пропаганды. Гармонируя цветовой орнаментализм русского авангарда с доходчивостью книжной иллюстрации, Кипятков переносит свои спортивные композиции на крупные форматы и достигает редкого в актуальном искусстве эффекта безмятежности и просветления, которые в свои лучшие моменты дарят нам занятия спортом.

Все три художника, представленные на выставке, имея свои предпочтения в традиционном и новом искусстве, изображают как древние, так и современные виды спорта и, конечно, футбол.

EXHIBITIONS